Греция: Акрополь и Парфенон Афины

Афинский Акрополь — акрополь (в переводе с древнегреческого «высокий город») в городе Афины, являющий собой 156-метровый скалистый холм с покатой вершиной. Первые укрепления здесь возникли еще в VI тысячелетии до н. э. Уже в эпоху архаики тут находились царственные храмы, скульптуры и прочие святыни.

В микенский отрезок времени (XV-XIII вв. до н.э.) Акрополь представлял собой закрепленной монаршой резиденцией. В VII-VI вв. до н.э. на Акрополе велось колоссальное строительство. При тиране Писистрате (560-527 гг. до н.э.) на пункте царского дворца был построен храм богини Афины Гекатомпедон (храм длиною в сто шагов). В 480 году до н.э. в период греко-персидских войн храмы Акрополя были уничтожены персами.

Парфенон — больше всего знаменитый памятник греческой архитектуры, расположенный на афинском Акрополе. Это первостепенной важности храм в древних Афинах, посвященный покровительнице данного населенного пункта и всей Аттики, богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 до н.э. архитектором Калликратом на точке храма богини Гекатомпедон. Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всем своём великолепии.

Во II веке до н.э. храм сгорел, но его отремонтировали. По истечении завоевания Греции (146 до н.э.) римляне вывезли к себе на родину огромную составная часть скульптур. Во 2-й половине VI века Парфенон был превращен в христианский храм. Парфенон был продуман в малейших составная часть, абсолютно малозаметных чужеродному наблюдателю и иметь в распоряжении цель зрительно облегчить нагрузку на опорные элементы, а еще внести исправления кое-какие погрешности человеческого зрения.

Историками архитектуры в отдельности выдается понятие курватура Парфенона — специализированная кривизна, внушавшая оптические коррективы. Хотя храм как будто идеально ровным, на самом же деле в его линиях нет почти ни одной строго прямолинейной границы. Кладка выполнялась без каких-либо растворов или цемента, а перекрытия были деревянными. В самом центре храма стояла 11-метровая статуя Афины Парфенос. Она была выполнена из золота и слоновой кости.

Скульптура не сохранилась и известна по разнообразным копиям и бесчисленным отображениям на монетах. Разграбление монумента было продолжено и в XVIII веке, на сей раз европейцами, интересовавшимися древностью. По истечении объявления независимости Греции в процессе реставрационных работ (как правило в финале XIX века) по возможности был восстановлен древний внешний вид Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его местности, заново выложен храм Ники Аптерос и др. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Английском музее, в Лувре и Музее Акрополя. Остававшиеся прямо на улице скульптуры заменены в наше время копиями.